Технологии помогают сети быстро вырасти в несколько раз, забрать аудиторию у конкурентов и стать лидером ниши в своем городе. Когда процессы налажены и стандартизированы, легко масштабироваться, принимать управленческие решения на основе цифр и влиять на прибыль.
Автоматизация магазина с помощью цифровых технологий позволяет бизнесу занять конкурентную нишу и выбраться в лидеры своего города. Это реальный опыт нашего клиента — сети магазинов, которая благодаря автоматизации выросла с 5 до 30 торговых точек за три года. Когда наш клиент открывает новый магазин, его конкуренты в радиусе 200–500 метров резко теряют покупателей, а потом и вовсе закрываются, потому что их бизнес-модель не такая устойчивая.
Какие именно стандарты управления стоит внедрить в свою сеть магазинов, чтобы вынудить конкурентов закрыться — расскажем на опыте нашего клиента.
Навести порядок в деньгах и учете товаров
Настроить учет и автоматический заказ товаров.
Когда остаток товаров не учитывается, магазины часто теряют прибыль из-за человеческого фактора:
продавец заказывает недостаточно продукции, чтобы не допустить просрочки — иногда это выливается в дефицит товара и упущенную прибыль;
по разным данным, 80–90% краж в магазинах совершают продавцы, и без товароучетной системы им несложно это делать.
С этими задачами помогает справиться программа автозаказа «Оптимум-Сток», которая анализирует историю продаж, автоматически рассчитывает необходимое количество товара и готовит заказы для поставщиков. Менеджеру по закупкам (или даже кассиру) остается лишь отправить заказ — и продукцию привезут вовремя и в нужном объеме. После автоматизации ассортимент всегда под контролем, поэтому ничего не «потеряется», а продажи вырастают на 10–15%.
Увеличить прибыль
Подключить программу лояльности.
Программа лояльности выделяет ваш магазин среди остальных и мотивирует покупателей приходить именно к вам. Ведь все любят бонусы, скидки и кэшбэк, несмотря на то, что подобные маркетинговые активности вынуждают тратить больше необходимого.
Главное условие программы лояльности — она должна быть максимально простой. Например, клиент тратит 3000 ₽ — получает скидку 3%, тратит 5000 ₽ — получает 5%. Если условия программы понятны, а выгода очевидна, покупатели будут склонны выбирать именно ваш магазин и приносить вам еще больше выручки.
Запустить акции и рассылки.
Акции бывают постоянные (например, три по цене двух) и временные (новогодняя распродажа). Чем больше акций в вашем магазине, тем «живее» он кажется покупателям, и тем больше клиентов он привлекает с улицы. А еще акции повышают средний чек и возвращают ушедших клиентов, но для этого нужно донести до них информацию.
Проще всего оповещать об акциях с помощью рассылки. Пуш-уведомления обходятся в 6–10 раз дешевле рассылки по смс или WhatsApp, но если выбираете пуши, сначала нужно заказать мобильное приложение. Лучше не разрабатывать с нуля, а приобрести готовое решение — это выгоднее, а также подразумевает поддержку и доработку без дополнительных инвестиций.
Помочь кассирам продавать больше.
Сотрудникам важно иметь чувство контроля над уровнем своего дохода, и с этим помогает правильное кассовое программное обеспечение. Важно, чтобы касса не только пробивала товары и печатала чеки, но и помогала продавцу. Например, Reline.Retail показывает, сколько еще нужно продать до конца смены, чтобы получить премию.
Когда кассир видит, от чего зависит его доход, включается азарт. В итоге все в выигрыше: кассир каждый вечер получает максимальную премию, ну а магазин выполняет план.
Получать предсказуемый финансовый результат
Разобраться с дефицитом и неликвидом.
Дефицитный товар — который часто спрашивают, а неликвидный, наоборот, плохо продается. Если в магазине не хватает дефицитного товара, бизнес недополучает прибыль. Если много неликвида — деньги заморожены, а полки заняты. Эту проблему решает автозаказ. Программа анализирует спрос покупателей и остатки товара в магазине, а затем прогнозирует продажи и формирует заказы для поставщиков. Кассиру остается только нажать кнопку, и товар привезут вовремя. Не нужно нанимать менеджера по закупкам или айтишника — программа всё делает сама.
Настроить отслеживание ключевых показателей.
Наиболее важные экономические показатели магазина:
выручка и прибыль,
средний чек,
уровень проникновения программы лояльности,
количество покупателей и процент оттока.
Чтобы оценивать эффективность своих действий и принимать верные управленческие решения, нужно отслеживать эти показатели в динамике. Следить за ними проще всего через финансовые отчеты, например, анализ типов клиенов или RFM-анализ. Мониторинг ключевых показателей помогает влиять на прибыль и получать предсказуемый финансовый результат.
Быстро масштабироваться
Открывать хоть по три магазина в день.
Благодаря стандартам управления и цифровым технологиям удается быстро запускать торговые точки:
подключать и настраивать кассовое оборудование;
проводить обучение сотрудников по уже прописанным методичкам;
подключать новый магазин к программе лояльности.
В обычном случае больше торговых точек означает больше технических проблем, но когда процессы выстроены, проблемы либо предупреждаются, либо решаются за считаные минуты.
Открывать магазины удаленно.
Когда ключевые бизнес-процессы магазина автоматизированы, запускать торговые точки можно и без личного присутствия. Например, наш клиент открыл магазин в другом городе, который находится за 800 километров. Что мы для этого сделали:
купили и настроили оборудование;
упаковали оборудование и отправили в другой город;
установили оборудование в торговой точке и обучили сотрудников;
подключились удаленно и настроили кассу.
Клиенту не приходилось выезжать из города — всё сделали без его участия. Подобным образом можно открыть точку где угодно, если в магазине работают стандарты управления, а на месте есть доверенные люди, которые смогут подключить оборудование к розетке.
Стать устойчивым в кризис
Подстраховаться на случай технических проблем.
Если в магазине есть техника, с ней обязательно будут проблемы. Пока продавец решает их своими силами, магазин простаивает и теряет прибыль. Чтобы такого не происходило, лучше подключить первую линию технической поддержки. Это как штатный отдел саппорта, только не нужно заниматься наймом сотрудников в штат и их онбордингом. Как работает первая линия поддержки:
В магазине что-то сломалось, например, касса;
Продавец обращается в поддержку по телефону или в мессенджере;
Поддержка решает проблему удаленно, а если это невозможно, направляет выездного специалиста в течение 15–30 минут.
В результате магазин работает как часы, а если возникает техническая проблема, первоклассные специалисты помогают решить ее как можно быстрее.
Подробнее про каждое решение читайте в спецпроекте, а если тоже хотите зарабатывать больше — автоматизируйте торговлю. Будем рады рассказать и показать, как технологии могут увеличить прибыль ваших магазинов.