Блог про эффективный ритейл и общепит
|
15.01.24

Сделать abc-анализ товаров и увеличить продажи в розничном магазине “У Дома”



Работающий способ, как несложными действиями увеличить прибыль торговой точки на 15 - 20% сделав ABC-анализ.
  • Для управляющего розничной сетью магазинов
  • Для директора магазина
  • Для категорийных менеджеров
Эта статья особенно полезна:

ABC-анализ продаж для розничной торговли

ABC-анализ — это метод классификации объектов (например, товаров или товарных групп) по их вкладу в общий результат. В основе анализа лежит разделение объектов на три класса:

  • Класс А: Наиболее важные товары, которые приносят наибольшую выручку. Например, 20% товаров могут приносить 80% выручки.
  • Класс B: Товары средней важности. Например, 30% товаров приносят 15% выручки.
  • Класс С: Наименее важные товары. Например, 50% товаров приносят 5% выручки.

ABC анализ помогает увидеть, какие товары приносят прибыль, а какие продаются хуже и от них нужно избавляться. Такой подход активно используется для оценки рентабельности товарного ассортимента чтобы принять решение по корректировке отдельных групп товаров и не ошибиться.

Сделать ABC-анализ товаров в Оптимум-Сток

Делать ABC-анализ вручную очень трудоемко, долго и сложно. Чем больше товаров и торговых точек, тем сложнее. Требуется группировать товары, занести показатели в таблицу и рассчитать долю каждого от общей прибыли и многое другое.

Оптимум Сток - программа для управления запасами в магазинах позволит сделать быстрее и качественнее. Из дополнительных преимуществ, классы в Оптимум - Сток присваиваются не только для отдельных товаров, но и для товарных групп и складов. Например какой-то Магазин может иметь класс А по валовой прибыли в сравнении с другими складами и торговыми точками.

Показатели для ABC анализа в программе Оптимум Сток

Классы можно присвоить любому числовому показателю, который важен для управления ассортиментом. В Оптимум Сток используются две группы показателей:
Эти показатели помогают получить полную картину по ассортименту как всей сети, так и отдельной точки или товарной категории.

Товарный запас в ABC-анализе

В ABC-анализе важно учитывать не только классы, но и роли товаров. Для этого используется система координат, где:
- Горизонтальная ось: Класс по товарообороту (количество проданных единиц).
- Вертикальная ось: Класс по валовой прибыли.

На основе этого выделяются 6 ролей:
1. Флагман (Класс А по валовой, Класс А по товарообороту) Товар с постоянным высоким спросом и высокой прибылью.
2. Ключевой трафик (Класс В по валовой, Класс А по товарообороту) Товары с высоким спросом, но меньшей прибылью.
3. Денежный мешок (Класс А по валовой, Класс В по товарообороту) Товары с высокой прибылью, но меньшим спросом.
4. Удержать/Расти (Класс А по валовой, Класс С по товарообороту) Товары с высокой прибылью, но редким спросом (например, сезонные товары).
5. Под огнем (Класс В по валовой, Класс В по товарообороту) Товары, которые не выделяются ни прибылью, ни спросом, но важны для ассортимента.
6. Реабилитация (Класс В по валовой, Класс С по товарообороту) Товары с низкой прибылью и редкими продажами. Первые кандидаты на вывод из ассортимента.

ABC-анализ в Оптимум Сток в разрезе сети, магазина,номенклатурной группы

В программе Оптимум-Сток через ABC-анализ можно взглянуть на всю сеть магазинов целиком, будут показаны все торговые точки
Зеленым - А класс / Желтым - B класс / Красным - С класс

ABC-анализ в Оптимум-Сток в разрезе сети

Зеленым - А класс / Желтым - B класс / Красным - С класс

ABC-анализ в Оптимум-Сток в разрезе магазина

Зеленым - А класс / Желтым - B класс / Красным - С класс

ABC-анализ в Оптимум-Сток в разрезе группы

Некоторые возможности работы с ABC-анализом в Оптимум-Сток для удобства:

  • Выбрать период статистики - позволяет выбрать период для формирования отчета, чтобы сделать анализ. По умолчанию предлагается начать с анализа 1 месяц.
  • Отбор - позволяет задать параметры отбора, например, по складу, товарной группе или списку номенклатур.
  • Статистика - переход к детальной статистике по конкретной номенклатуре на складе.
  • Отборы - по кластеру магазинов или группам номенклатур или отбор по условиям поставки (график заказов, поставщики и т.д.).

Единая цветовая индикация ABC-анализа
  • Зеленый: Класс А
  • Желтый: Класс В
  • Красный: Класс С

Пример анализа товарной группы в двух магазинах “У Дома”

Рассмотрим пример анализа группы «Цельномолочная продукция» в двух магазинах формата “ УДома” за месяц:

Группа в себя включает молочные изделия:
  1. молоко
  2. творог
  3. сметана
  4. йогурты и т.д..
В этой статье не будем описывать метод работы с данными и показателями, она получится очень длинной, сразу напишем выводы нашего аналитика

Выводы по сравнению:
  1. В Магазине №10 продажи могли быть выше, если бы “нужные” товары из Класса А и Класса B присутствовали на полках постоянно. В среднем в магазине у дома 10 - 20 тыс. товарных позиций (SKU). Вручную определить “нужные” товары в каждой категории не представляется возможным. В программе Оптимум - Сток эта работа займет 3-4 часа.
  2. Вторая точка роста продаж в Магазине №10 - проработка глубины ассортимента. Если пространство торгового зала позволяет - надо расширить ассортимент по “нужным” товарам. Если пространство физически не хватает для размещения большего количества номенклатур, то стоит заменить те позиции, которые продаются по 1-2 штуке в месяц на те позиции, которые по сети показывают стабильно хороший спрос. С помощью Оптимум-Сток можно эффективнее проработать глубину ассортимента и заменить одни товары на другие.

При выполнении этих 2-х небольших условий точка уже будет генерировать больше прибыли по данной товарной группе

Поможем сделать ABC-анализ, аудит ассортимента и продаж в магазинах

Такой ABC-анализ категорийный менеджер сможет сделать самостоятельно с помощью программы Оптимум-Сток,
Либо закажите у нас услугу - аудит товарного ассортимента и продаж в магазинах.

Оставить заявку
+7
Аудит делается 5-10 рабочих дней, включает:
  1. ABC-анализ, покажем реальную ситуацию с ассортиментом в каждой отдельной торговой точке и во всей сети. Дадим рекомендации по вводу/выводу товаров.
  2. Проанализируем эффективность товарного запаса и фактического спроса (продаж) в магазинах.
  3. Дадим рекомендации с помощью которых вполне достижимо увеличить прибыль в торговой точке на 15 - 20%. В некоторых случаях еще больше.

Оптимум - Сток система управления запасами с функцией автоматического заказа товаров в магазины

Облачный сервис для розничной торговли. управляет ассортиментом в розничных магазинах, анализирует остатки, прогнозирует запасы, делает заказы товаров на точку вместо человека (или в помощь) с более высокой точностью. В среднем, рентабельность магазина увеличивается на 15 - 40%.

Главные польза программы Оптимум-Сток для магазинов - повышение эффективности и продаж в торговых точках, повышение эффективности в работе для директоров магазинов и категорийных менеджеров.

  • Держит запас в оптимальном диапазоне. Заказы следуют за фактическим спросом.
  • Повышает рентабельность магазина до 40%.
  • Приводит в соответствие учетные остатки. В кассе их 10, по факту тоже. Не больше не меньше.
  • Сглаживает график оплаты поставщикам.
  • Устраняет кассовые разрывы.
  • Планирует с высокой точностью в период сезона.
  • Делает заказы товаров вместо (или в помощь) человека.

Больше интересного в телеграме