Как 240 магазинов сети
ООО "Мясная компания" сократили списания на 37% с Оптимум-Сток

"Мясная компания" - сеть магазинов специализируется на продаже мясной и молочной продукции

Розничная сеть: 240 магазинов
Количество заказов: 1500 заказов в неделю
Количество sku: до 2000
Подключение системы Оптимум Сток, переход на автоматизированное управление запасами и анализ остатков. Автоматическое формирование заказа товаров в магазины. Полный уход от старой модели работы с товаром и его заказом в торговые точки.

Решение

Проблема

  • Ручной контроль за ассортиментом и запасами
  • Большое количество списания “просрочки” 
  • Высокие излишки в торговых точках и упущенные продажи.

До 95%

На 18%

На 37%

РЕЗУЛЬТАТЫ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ

Повысилась надежность присутствия товара на полке
Повысилась оборачиваемость товаров
Повысились показатели эффективности входа в акцию и выхода из акции
Повысился показатель присутствия товаров регулярного ассортимента
Снизился уровень списания просрочки
Сеть специализируется на продаже: свежего мяса и мясных полуфабрикатов, продукции мясопереработки, молочной продукции ведущих производителей: "Восточный", "Вараксино", "Кунгурский мясокомбинат", "Удмуртская птицефабрика", "Сарапул-молоко", "Ижмолоко", "Глазов-молоко", "Кезский сырзавод", "Пермский хладокомбинат «Созвездие»", "Казанский молочный комбинат". Фирменные молочные бренды: "Село Зелёное", “Топтыжка” .

Розничная сеть ООО "Мясная компания"
это 240 магазинов мясных и молочных продуктов

Управляющий менеджмент молочной сети инициировал тестирование Оптимум-Сток, сталкиваясь с рядом системных проблем:
  • регулярный дефицит определенного товарного ассортимента в точках
  • регулярные избыточные списания продукции
  • недовыполнение плановых показателей сети

Причина - использование устаревшей системы "ручного" заказа товаров, отличающейся:
  • чрезмерной консервативностью подходов
  • отсутствием гибкости
  • низкой адаптивностью к изменениям спроса

Что предопределило необходимость внедрения?

Штат из 7 категорийных менеджеров осуществлял полный цикл работы с ассортиментом:

  • контроль оборачиваемости и маржинальности товаров
  • анализ и отсев низкоэффективных позиций
  • мониторинг рыночных трендов и сезонного спроса
  • формирование и корректировка товарной матрицы

Процессы категорийных менеджеров были автоматизированы лишь частично, сохраняя значительную долю ручного труда.

Логистической поддержкой организован колл-центр с 5 операторами, выполняющими функции: обработка заявок от торгового персонала в магазинах и координация поставок между магазинами и складами. Ежемесячные расходы только на работу колл-центра составляли в среднем 270 000 рублей.

Как заказывали товары и контролировали остатки до Оптимум-Сток?

В среднем, ежемесячные расходы на колл-центр с 5 операторами

270 000 руб.

Магазины: 119 магазинов
Количество заказов: 900 заказов в неделю
Количество sku: до 2000

В качестве площадки для тестирования были выбраны фирменные магазины молочной сети "Милком". Проект стартовал по типовой схеме внедрения, разработанной и предложенной консалтинговой группой Headline.

Сперва подключили молочную розницу к Оптимум-Сток

  1. Аудит товарных запасов
  2. Ревизия остатков в товароучетной системе
  3. Подключение магазинов к Оптиум Сток в полуавтоматичеком режиме
  4. Переход на автоматизированное управление товарооборотом в Оптимум Сток

Типовое подключение Оптимум-Сток

Цель аудита: Понять текущее состояние и спрогнозировать потенциал улучшения показателей сети.

Успешный путь начинается с понимания, где находится бизнес. Аудит товарных запасов консалтинговой группой Headline это диагностика текущего состояния магазинов. Мы ее называем "Точка А": реальные остатки и неликвиды, оборачиваемость и дефициты. Далее прогнозирует потенциал “Точка Б” : прибыльные и убыточные позиции, оптимизация запасов и экономия. Прогнозируются финансовые показатели, которых может достичь торговая сеть.

Результатом этапа: предложен пошаговый план работ по достижению фин.показателей “Точки Б”.

1.Этап. Делается аудит товарных запасов и оборачиваемости в торговых точках

Цель работы: привести в порядок учетные данные, чтобы получить корректные остатки, для загрузки в Оптимум-Сток.

Результатом этапа: Данные о продажах и остатках в торговой точке корректны, магазин готов к подключению к Оптимум-Сток.

2.Этап. Делается ревизия остатков в товароучетных системах в торговых точках. По 3-5 точек в день.

Цель: собрать централизованную матрицу товаров (постоянный ассортимент). Централизованная матрица отвечает на вопрос - что везем в торговую точку? Алгоритмы системы Оптимум-Сток отвечают на вопрос - сколько везти в торговую точку?

Результатом этапа: является готовность магазинов перейти на автоматизированное управление запасами, автоматический заказ товаров через Оптимум Сток.

3.Этап. Подключение магазинов к Оптимум-Сток режиме полуавтоматической работы с ручной корректировкой заказов.

Цель: собрать централизованную матрицу товаров (постоянный ассортимент). Централизованная матрица отвечает на вопрос - что везти в торговую точку. Алгоритмы системы Оптимум-Сток отвечают на вопрос - сколько везти в торговую точку.

Результатом этапа: является готовность магазинов перейти на автоматизированное управление запасами, автоматический заказ товаров через Оптимум Сток.

4.Этап. Переход на автоматизированное управление товарооборотом в Оптимум-Сток

Повысилась акционная активность
Задача категорийных менеджеров эффективно войти в акцию - резко создав спрос и выйти из акции с минимальным товарным запасом. Надежность присутствия товара в акцию 97%.

Некоторые примеры акций:
  • Два по цене одного. На мясные консервы, тушенка и т.д.
  • Успей купить. На мясную охлажденную продукцию.
  • Товар недели. Например филе охлажденного куриного бедра.
  • Товар месяца на заморозку, либо продукцию с длинным сроком годности, например колбасные изделия.
Повысились продажи и общая эффективность розничной сети
  • Снизился уровень списания просрочки на 37%
  • Повысилась оборачиваемость товаров на 15%
  • До 95% повысилась надежность присутствия товара на полке
  • Повысился показатель присутствия товаров регулярного ассортимента
  • Повысились показатели эффективности входа в акцию и выхода из акции

Выросли продажи по позициям которые явно находились в дефиците до подключения Оптимум-Сток, это товары с самыми короткими срокам годности
  • молоко
  • трехдневный йогурт
  • вся мясная охлажденная продукция

Что изменилось после подключения Оптимум-Сток?

Повысилась эффективность совещаний и планирование продаж
у управляющего менеджмента сети. Уход от расчетов и прогнозирования спроса “по наитию”. Все сотрудники участвующие в процессе повышения эффективности оборачиваемости сети опираются на данные в Оптимум-Сток.
Упразднен Колл-центр, как избыточное звено. Его функции теперь выполняет Оптимум-Сток:
  • Интегрирован с товароучетными системами магазинов
  • Автоматически формирует заказы следуя за фактическим спросом
  • Анализирует показатели в разрезе магазинов, товарных групп, товаров

Категорийные менеджеры стали заниматься анализом данных и рекомендаций в Оптимум-Сток. Штатный режим работы категорийного менеджера сейчас:
  • Анализ надежности присутствия товара в магазинах
  • Сбор и анализ показателей средненедельной оборачиваемости товарного запаса
  • Контролировать уровень списания по просрочке

Организационные изменения в торговой сети

Интересно внедрить подобное решения? Напишите нам!