Как 240 магазинов сети ООО "Мясная компания" сократили списания на 37% с Оптимум-Сток
"Мясная компания" - сеть магазинов специализируется на продаже мясной и молочной продукции
Розничная сеть: 240 магазинов Количество заказов: 1500 заказов в неделю Количество sku: до 2000
Подключение системы Оптимум Сток, переход на автоматизированное управление запасами и анализ остатков. Автоматическое формирование заказа товаров в магазины. Полный уход от старой модели работы с товаром и его заказом в торговые точки.
Решение
Проблема
Ручной контроль за ассортиментом и запасами
Большое количество списания “просрочки”
Высокие излишки в торговых точках и упущенные продажи.
До 95%
На 18%
На 37%
РЕЗУЛЬТАТЫ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ
Повысилась надежность присутствия товара на полке
Повысилась оборачиваемость товаров
Повысились показатели эффективности входа в акцию и выхода из акции
Повысился показатель присутствия товаров регулярного ассортимента
Снизился уровень списания просрочки
Сеть специализируется на продаже: свежего мяса и мясных полуфабрикатов, продукции мясопереработки, молочной продукции ведущих производителей: "Восточный", "Вараксино", "Кунгурский мясокомбинат", "Удмуртская птицефабрика", "Сарапул-молоко", "Ижмолоко", "Глазов-молоко", "Кезский сырзавод", "Пермский хладокомбинат «Созвездие»", "Казанский молочный комбинат". Фирменные молочные бренды: "Село Зелёное", “Топтыжка” .
Розничная сеть ООО "Мясная компания" это 240 магазинов мясных и молочных продуктов
Управляющий менеджмент молочной сети инициировал тестирование Оптимум-Сток, сталкиваясь с рядом системных проблем:
регулярный дефицит определенного товарного ассортимента в точках
регулярные избыточные списания продукции
недовыполнение плановых показателей сети
Причина - использование устаревшей системы "ручного" заказа товаров, отличающейся:
чрезмерной консервативностью подходов
отсутствием гибкости
низкой адаптивностью к изменениям спроса
Что предопределило необходимость внедрения?
Штат из 7 категорийных менеджеров осуществлял полный цикл работы с ассортиментом:
контроль оборачиваемости и маржинальности товаров
анализ и отсев низкоэффективных позиций
мониторинг рыночных трендов и сезонного спроса
формирование и корректировка товарной матрицы
Процессы категорийных менеджеров были автоматизированы лишь частично, сохраняя значительную долю ручного труда.
Логистической поддержкой организован колл-центр с 5 операторами, выполняющими функции: обработка заявок от торгового персонала в магазинах и координация поставок между магазинами и складами. Ежемесячные расходы только на работу колл-центра составляли в среднем 270 000 рублей.
Как заказывали товары и контролировали остатки до Оптимум-Сток?
В среднем, ежемесячные расходы на колл-центр с 5 операторами
270 000 руб.
Магазины: 119 магазинов Количество заказов: 900 заказов в неделю Количество sku: до 2000
В качестве площадки для тестирования были выбраны фирменные магазины молочной сети "Милком". Проект стартовал по типовой схеме внедрения, разработанной и предложенной консалтинговой группой Headline.
Сперва подключили молочную розницу к Оптимум-Сток
Аудит товарных запасов
Ревизия остатков в товароучетной системе
Подключение магазинов к Оптиум Сток в полуавтоматичеком режиме
Переход на автоматизированное управление товарооборотом в Оптимум Сток
Типовое подключение Оптимум-Сток
Цель аудита: Понять текущее состояние и спрогнозировать потенциал улучшения показателей сети.
Успешный путь начинается с понимания, где находится бизнес. Аудит товарных запасов консалтинговой группой Headline это диагностика текущего состояния магазинов. Мы ее называем "Точка А": реальные остатки и неликвиды, оборачиваемость и дефициты. Далее прогнозирует потенциал “Точка Б” : прибыльные и убыточные позиции, оптимизация запасов и экономия. Прогнозируются финансовые показатели, которых может достичь торговая сеть.
Результатом этапа: предложен пошаговый план работ по достижению фин.показателей “Точки Б”.
1.Этап. Делается аудит товарных запасов и оборачиваемости в торговых точках
Цель работы: привести в порядок учетные данные, чтобы получить корректные остатки, для загрузки в Оптимум-Сток.
Результатом этапа: Данные о продажах и остатках в торговой точке корректны, магазин готов к подключению к Оптимум-Сток.
2.Этап. Делается ревизия остатков в товароучетных системах в торговых точках. По 3-5 точек в день.
Цель: собрать централизованную матрицу товаров (постоянный ассортимент). Централизованная матрица отвечает на вопрос - что везем в торговую точку? Алгоритмы системы Оптимум-Сток отвечают на вопрос - сколько везти в торговую точку?
Результатом этапа: является готовность магазинов перейти на автоматизированное управление запасами, автоматический заказ товаров через Оптимум Сток.
3.Этап. Подключение магазинов к Оптимум-Сток режиме полуавтоматической работы с ручной корректировкой заказов.
Цель: собрать централизованную матрицу товаров (постоянный ассортимент). Централизованная матрица отвечает на вопрос - что везти в торговую точку. Алгоритмы системы Оптимум-Сток отвечают на вопрос - сколько везти в торговую точку.
Результатом этапа: является готовность магазинов перейти на автоматизированное управление запасами, автоматический заказ товаров через Оптимум Сток.
4.Этап. Переход на автоматизированное управление товарооборотом в Оптимум-Сток
Повысилась акционная активность Задача категорийных менеджеров эффективно войти в акцию - резко создав спрос и выйти из акции с минимальным товарным запасом. Надежность присутствия товара в акцию 97%.
Некоторые примеры акций:
Два по цене одного. На мясные консервы, тушенка и т.д.
Успей купить. На мясную охлажденную продукцию.
Товар недели. Например филе охлажденного куриного бедра.
Товар месяца на заморозку, либо продукцию с длинным сроком годности, например колбасные изделия.
Повысились продажи и общая эффективность розничной сети
Снизился уровень списания просрочки на 37%
Повысилась оборачиваемость товаров на 15%
До 95% повысилась надежность присутствия товара на полке
Повысился показатель присутствия товаров регулярного ассортимента
Повысились показатели эффективности входа в акцию и выхода из акции
Выросли продажи по позициям которые явно находились в дефиците до подключения Оптимум-Сток, это товары с самыми короткими срокам годности
молоко
трехдневный йогурт
вся мясная охлажденная продукция
Что изменилось после подключения Оптимум-Сток?
Повысилась эффективность совещаний и планирование продаж у управляющего менеджмента сети. Уход от расчетов и прогнозирования спроса “по наитию”. Все сотрудники участвующие в процессе повышения эффективности оборачиваемости сети опираются на данные в Оптимум-Сток.
Упразднен Колл-центр, как избыточное звено. Его функции теперь выполняет Оптимум-Сток:
Интегрирован с товароучетными системами магазинов
Автоматически формирует заказы следуя за фактическим спросом
Анализирует показатели в разрезе магазинов, товарных групп, товаров
Категорийные менеджеры стали заниматься анализом данных и рекомендаций в Оптимум-Сток. Штатный режим работы категорийного менеджера сейчас:
Анализ надежности присутствия товара в магазинах
Сбор и анализ показателей средненедельной оборачиваемости товарного запаса